Начало -> Путешествия -> Сплав по реке Умба в июле 2008 года

Сплав по реке Умба в июле 2008 года (Тезисы... может, когда в рассказ превратятся)

Оглавление

*      19 - 21 июля, суббота - воскресенье. Дорога Москва - Апатиты

*      22 июля, вторник. Капустные озёра

*      23 июля, среда. Порог Разбойник - Жемчужный плёс

*        ...

19 - 20 июля, суббота - воскресенье. Дорога Москва - Апатиты

Отъезд из Москвы - почти на девять вечера. Поезд едет больше суток, так что приедем на место мы только через день утром. Нас – восемь человек, собака и четыре лодки.

21 июля, понедельник. Заброска на реку. Первый порог

Утром в понедельник - мы в Апатитах, примерно в центре Кольского полуострова.

Заброска до Умбы на двух "Волгах": по 1000 рублей за машину (т.е. по 250 рублей с человека).

Саша З. и Стас перевернулись через двадцать метров после начала сплава: сразу у моста, рядом с которым мы собирались

Порог Падун. На входе в порог в косой бочке перевернулись два Саши на Егере.

Остальные первые, самые страшные две ступени порога, обнесли.

Ночуем за порогом на левом берегу. Рядом стоят ещё несколько групп.

22 июля, вторник. Капустные озёра

Светит солнце. Мост, проплываем под ним. На среднем капустном озере - песчаная коса, которая мне вспоминалась с самого 1995 года. Сегодня на ней дует ветер, стоят чьи-то палатки.

Встали на правом берегу, в протоке, сразу по выходу из нижнего капустного озера.

На стоянке - "идолище поганое", лавочки, столик, таблички на дереве, на которых туристы запечатлели своё пребывание здесь (сказать, что "увековечили" - нельзя, т.к. таблички деревянные и на дереве).

...

23 июля, среда. Порог Разбойник - Жемчужный плёс

Озёра "Детковы Ламбины". Мост разрушенный без одного пролёта.

Проплыли порог Семивёрстный. Дождь, холодно: ждём Андрея со Светой. Дождь вовремя выключили. На обеде - напились.

Жемчужный плёс. Выбираем стоянку, такую, чтобы можно было сделать хорошую днёвку. В итоге, встали на, практически, последней стоянке на этом "Жемчужном плёсе".

24 июля, четверг. Днёвка на Жемчужном плёсе

Поймали две щуки, нашли два гриба, ели блины и уху.

Сильный ветер рвёт тент

Прогулки по берегу (зимник, болота). Едим неспелую морошку: другие ягоду пока есть нельзя.

Стас наловил 10 сантиметров рыбы.

25 июля, пятница. Пороги перед Канозером, острова на Канозере

Проходим какие-то перекаты-пороги. Со счёта этих порожков мы немного сбились, ожидая серьёзного Канозёрского порога, поэтому у нас, в итоге, оказалось два "Канозёрских порога": сначала мы прошли первый порог и, готовясь выплыть на Канозеро, запаслись дровами. Но чуть позже оказалось, что перед озером - ещё один "Канозёрский порог": пришлось опять напрягаться... Рябята даже опять обносились, а мы с Леной даже брёвна из лодки выгружать не стали. И ничего - прошли.

Саша Загороднев, обнеся верхнюю часть порога, перевернулся в нижней его части, на мелком месте, да ещё с гитарой. Я сначала ощупал гитару в герме: цела. Потом распаковал и осмотрел внимательно: не намокла и ни одной трещины: слава богу!

На пороге видели "пупындру" с мотором (надувной рафт человек на десять), весь утыканный спинингами и кучу туристов-чайников, отправившихся в платное (коммерческое) путешествие под руководством бравого руководителя. "Чайники" таращили на нас глаза, похоже, поражаясь нашей смелости проходить такие страшные пороги на таких мелких лодочках.

Обедаем на острове в дельте реки перед Канозером. Прямо в нескольких метрах от берега пару раз я заметил выпрыгивающую рыбу, похоже, с руку толщиной... но останавливаться и ловить рыбу не хочется: ведь впереди более тридцати километров озера, на преодоление которого ещё не известно, сколько сил и времени нам придётся потратить...

Канозеро встречает нас попутным и, как и все предыдущие дни, сильным ветром. В результате первого, "каменного" острова мы достигаем за час. Именно для готовки еды на этом острове мы и везём с собой дрова... однако, и есть ещё рано, да и останавливаться на стоянку на этом острове, как оказалось, уже нельзя.

На нашу удачу, на остров приехали не только археологи («Карельская археологическая экспедиция» из Питера, их сайта я пока не нашёл), но и журналисты, которые уже что-то снимали на острове ещё до нашего причаливания к берегу, а когда мы вышли на гальку рядом со скалистым берегом, для нас (а, возможно, и для журналистов, решивших пофотографировать колоритную компанию в касках, спасжилетах и с вёслами) устроили экскурсию по древним рисункам на камне - петроглифам, а потом отправили на другой, третий остров, где петроглифов совсем мало. (См. статью о петроглифах на Канозере, а также эту).

Под впечатлением рождения музея под открытым небом, где даже ходить в обуви по камням нельзя, тут же родился стих: "Я сходил бы до ветру, да кругом - петроглифы".

Ещё час двадцать гребли при попутном ветре, - и мы - на острове Горелом.

У самого острова к нам подплывает моторка с двумя мужиками. Один из них оказался легендарным Верещагиным (почти как в Белом солнце пустыни) - мы с ним договорились, что завтра мы плывём к нему в баню.

26 июля, суббота. Днёвка на острове "Горелом", баня

Баня у Верещагина. Рядом - "метеостанция" (или то, что осталось от неё). Здесь же «пасутся» археологи – мы увидели тех же мужиков, что и вчера на Скалистом острове.

Купание в озере после парилки. Света заплыла за буёк.

300 рублей с носа за баню плюс по сто рублей - за буксировку всех нас и наших лодок до острова Горелого (уж очень не хотелось грести после бани). Много рыбы за две банки тушёнки. Вобла для ребёнка - бесплатно.

Из глубины острова мы дозвонились до дома (МТС).

Верещагин обидился - мы отказались от его услуг по буксировке нас до конца озера, на чём сэкономили по 500 рублей с человека (да ещё и удовольствие получили

Жареная рыба. Доесть её мы не смогли даже утром следующего дня. Рис в пакетиках.

Саша З. "чуть не сдох" от рыбьей кости. Обошлось: сам вытащил кость из горла.

Трудно, скользко и опасно подойти к воде.

Сильный ветер.

27 июля, воскресенье. С попутным ветром завершаем переплыв Канозера

Ветер дует попутный, настолько попутный, что мы пожалели о том, что ещё вчера договорились с ребятами сделать пару остановок на правом берегу. Сегодня мы из-за этого потратили лишнего времени и сил (хотя собрались лишь один раз на мысу правого берега), но, при этом мы добрались до устья реки Родвига за три часа.

Здесь, у начала реки, людей – как грязи :-). Стоянки одна к другой вдоль берега. Мы же нашли себе стоянку метров через сто после начала реки: в глубине леса. Сейчас, когда холодно и с озера непрерывно дует сильный ветер, это очень кстати. Пока мы выгружались из лодок, мимо пронесли выловленную рыбу. Надо бы и нам сходить – половить...

Варим и едим уху из вчерашней рыбы. Уха получилась пересолёная, но очень вкусная.

Красивый закат. Температура так и застряла на 10 градусах Цельсия.

Одни из наших соседей на берегу ночью пилят дрова бензопилой... и орут песни до самого утра.

28 июля, понедельник. Днёвка на выходе из Канозера

Сегодня мы подсчитали, что в результате нашего скоростного пересечения Канозера у нас образовалось много свободного времени, и поэтому мы вполне можем встать на ночёвку.

В результате, сегодня мы себе устроили «рыбный день»: на спиннинги мы довольно быстро поймали пару десятков крупных окуней и штуки три плотвицы грамм по 800. Опять жарим и едим рыбу до отвала.

Прогулялись на другой берег реки: на лугу, заросшем иван-чаем, собрали щавеля для супа. Т.е. оказалось, что луг не только иван-чаем зарос :-)

Когда мы плыли по Капустным озёрам и смотрели на высокие Хибины на северо-западе, то казалось, что вот уплывём мы подальше вниз по реке – и не увидим больше этих гор. А оказалось, что и с Канозера и эти горы, и снежники на них по-прежнему хорошо видны, особенно, в ясную погоду: Вид вдоль озера открыт, а горы – как раз в той стороне, откуда мы приплыли.

Ветер по-прежнему, сильный. На берегу просто сдувает, да и у нас в лесу ветер ещё силён: для того, чтобы комфортнее посидеть у костра опять с подветренной стороны ставим лодку на бок.

Я за сегодняшний день умудрился три раза намокнуть: то в лодке ветром надуло воды (а я был не в гидрокостюме, а в обычных штанах), то пробираясь кустами к месту рыбной ловли, не удержал равновесие и присел по пояс в лужу. Теперь сушится всё, что только можно... но, благодаря ветру, к вечеру уже кое-что опять можно одеть.

Часов в десять вечера опять выглядывает солнце.

29 июля, вторник. Река Низьма

Хожу я сегодня утром по разным делам и думаю: как всё-таки много времени на дикой природе уходит на то, что в городской квартире занимает секунды. Про готовку еды и говорить нечего... А вот, что нужно сделать, чтобы умыться:

·        Одеться, включая куртку и шапку (на улице – плюс девять!).

·        Открыть полог палатки, найти там пакетик с щётками и зубной пастой. Хорошо ещё, что мы привыкли к тому, где этот пакетик лежит, точнее, куда Лена кладёт его на каждой новой стоянке. А то ещё нужно было бы спросить Лену: «Где у нас лежат умывальные принадлежности?».

·        Пойти на берег реки: метров сто по тропинке через лес. Выйти на берег, выбрать место, с которого можно зачерпнуть воду и при этом не замочить ноги. А тут ещё волна завивает прибрежные камни...

·        Почистить зубы, внимательно следя за соблюдением равновесия. Набирать в рот воду и умываться холодной водой.

·        Вернуться с берега в лагерь: опять 100 метров.

·        Убрать на место умывальные принадлежности, открыв, а потом, закрыв, молнию полога палатки.

Чуть-чуть проплыли по Родвиге – и повернули направо: на реку Низьма. Река эта не зря так называется: берега, действительно, очень низкие. Но течение хорошее: мы, хоть и гребли, но и без гребли плыть можно (так, по сути, и сплавлялись катамаранщики, которых мы обогнали).

За два с половиной часа сплава по Низьме доплыли до порога Кривец и прошли его без просмотра (по описанию ничего страшного не было: да так и оказалось). Но попы мы себе, всё-таки, замочили, и всем стало холодно. Поэтому начали усиленно искать стоянку. Метров через пятьсот ниже порога, на высоком правом берегу, мы нашли хорошую стоянку: здесь хоть есть куда прогуляться вглубь берега не по болоту. Да нам и далеко-то не надо: метров сто есть, а дальше никто и забирался...

К вечеру появилось солнце, стало теплеть, но в итоге к середине ночи температура опустилась до +1,5°C.

Поймали пару хариусов грамм по 300 и два малька-форели (сантиметров по десять), которых мы отпустили.

Так как до конца маршрута уже недалеко, то мы пытались решить: плыть ли нам до Белого моря, или только до моста через дорогу на Кандалакшу (это сократит сплав на полдня и лишит нас нескольких порогов...). Так и не договорившись, данный вопрос отложили на потом: как погода сложится.

30 июля, среда. Озеро Медвежье плёсо

Сегодня – солнечное и сравнительно тёплое утро: в 10:30 температура поднялась до +14°C.

«Как по писаному». – Эту фразу мы сегодня повторяли несколько раз в ожидании порога: по описанию (т.е. «по писаному») порог должен был начаться неожиданно за ряжевой стенкой, в месте, где речка расходится на две протоки. Так вот мест, которые подходили под это описание, мы повстречали несколько: и всё боялись пропустить настоящий порог.

И вот он порог: «Падун на Низьме», - прикольно попрыгали по валам. Ничего страшного.

Проплыли первую жилую деревню на маршруте: Погост. Увидели там гостиницу, в которой, как нам сказали стоявшие на берегу мужики, отдых стоит 400 Евро в сутки на человека «с питанием, баней, спортивной рыбной ловлей».

Встали мы на левом берегу озера Медвежье Плёсо, километрах в трёх после деревни Погост.

«Обезвоживание организма происходит от недостатка водки» - это открытие мы сделали сегодня уже после первой рюмки.

Сегодня в 19:00 температура поднялась до 19°C: невиданная с начала похода жара. Вот только мошкара – жрёт!

31 июля, четверг. Днёвка на Медвежьем плёсо

Со вчерашнего вечера собрались тучи, ночью пошёл дождь и лил с небольшими перерывами до самого утра. А температура опять опустилась до плюс десяти. Поэтому мы расслабились и так и не осуществили сегодняшний план выйти пораньше, сходить в посёлок Умба, а потом выйти к морю. Шурик З. всё жалел, что не пошёл за пивом в посёлок сразу после завтрака: так и пролетел день незаметно.

Однако, одиночные радиальные выходы по двое-трое показали, во-первых, что до грунтовой дороги – метров пятьсот, а во вторых – что наконец-то стали появляться грибы! Мы собрали пару кучек мелких подосиновиков, как минимум один маленький белый тоже был: хоть разок поели грибов так, что поняли, что это было :-).

Есть здесь и спелая черника: все мы клюём её помаленьку, а Света сумела собрать целую кружку, после чего мы устроили блины со сгущёнкой и черникой.

1 августа, пятница. Последние пороги перед Белым морем, посёлок Умба

Сегодня солнце то скроется за облаками, то опять ненадолго появится. Около часа дня Лена вспомнила, что именно сегодня и именно сейчас происходит солнечное затмение: и мы его увидели: как раз благодаря тому, что солнце иногда было за тонкими тучками, и можно было разглядеть, что оно уже не круглое: довольно большой кусок «отъеден». Потом, правда, тучи стали сплошными, и солнце уже видно не было, но потемнело почти так, как здесь бывает ночью. В этом году нам везёт на затмения: буквально с месяц назад мы ночью наблюдали лунное затмение: тоже неполное, но около половины луны было закрыто тенью Земли.

Проплываем мимо моста с дорогой на Кандалакшу, машем туристам, у которых поход здесь уже завершился: они стоят среди собранных мешков со снаряжением. Один – последний раз на Умбе бреется.

Через небольшое время подплываем к первому и самому серьёзному порогу из тех, которые остались до Белого моря: порогу Поялка. Пока осматриваемся – заходим на примыкающую к реке с левого берега территорию рыбзавода. Один из работников (Александр) тут же предлагает оказать услугу по доставке нас до Кандалакши: мы договариваемся о месте, где мы с ним повстречаемся завтра, также договариваемся созвониться – одной задачей на сегодня у нас стало меньше – уже хорошо!

Ребята обносят через территорию рыбзавода три из четырёх наших лодок: только мы с Леной решились пройти этот порог. Остальные, видно, больше думают о том, как бы сухими добраться до конечной точки маршрута.

...Шурику З., однако, сегодня опять не удаётся избежать киля: в одном из следующих порогов он заходит в бочку боком, - и его кладёт Выплыл без проблем, - тут, как и на Тумче, после порогов – плёсы, - но минут пять купался.

Мы со Стасом проходим пару порогов, а Лена волнуется за нас с берега и снимает на фотоаппарат. Первый опыт для Стаса прохождения достаточно серьёзных порогов, да ещё не в качестве груза, а «матросом» (т.е. он сидит и гребёт впереди, а я – «капитан» – сзади).

Встаём перед последним мостом через Умбу на полянке левого берега. За нашей спиной поднимается лес, на другом берегу, напротив – дачи жителей посёлка Умба (а сам посёлок – в километре, за горкой), а вниз по реке, в километре, за последней выходной шиверой, которую мы так и не прошли, чтобы не таскать потом лодки далеко... – Белое море.

Мы с Сашей С., прямо не переодеваясь, пока не закрылись магазины, идём за пивом, водкой и всякими «ништячками», кторые нам заказали наши друзья, две недели не имевшие «выхода в магазин» :-)

2 августа, суббота. Белое море - Кандалакша

Утром максимально оперативно: пока светит солнце, собираем наши вещи. До намеченного часа отъезда осталось часа три, - и мы нашей семьёй: я Лена и Стас, - идём пешком к Белому морю. Туда уже успела сходить Света: здорово, говорит.

Тропинка вдоль правого берега, которая и приводит нас к морю, - действительно хорошая и даже подозрительно хорошая: как будто сюда водят туристов на экскурсии. Оказалось, почти так и есть: у самого моря, в лесу, расположено местное кладбище, в котором понемногу хоронят и сейчас, судя по датам на табличках.

Выходим к морю, купаем ножки в морской воде, ищем и выбираем камень в подарок Вере – нашей подруге, оставшейся в Москве.

Понемногу начинается дождь, но нас это мало беспокоит: мы отсюда скоро уезжаем...

Ближе к четырём, как мы и договорились, Александр, начальник (?) рыбзавода и по совместительству – водитель – подгоняет свой уазик прямо на нашу поляну, так что нам нужно только закинуть рюкзаки в кузов и рассесться по лавкам... впрочем, сразу сесть в автомобиль удалось только мне: водитель, боясь, что машина не вытянет нас всех с вещами в тяжёлую горку, проехал метров 500 до вершины ближайшей горки. Ребята сначала даже не поняли: куда мы делись: даже по мобильнику мне позвонили :-)

До поезда оставалось часа три, так что наша семья, которой опять не сидится на месте, отправилась в прогулку по городу. Совершенно случайно, повернув в новую сторону (а не туда, куда мы ходили во время предыдущих проездов Кандалакши), мы подошли к пешеходному мосту через реку, а за ним – городской парк. В парке – почти никого, а те, кто есть – в пальто и курках (как и мы). Конец июля, однако.

3 августа, воскресенье. День в поезде

Почему-то мне казалось, что холодно только на Кольском, и стоит нам проехать пару сотен километров по Карелии (до Медвежьегорска...), как сразу можно будет опять переодеваться в майки и шорты. В майки, шорки и шлёпанцы на босу ногу мы, конечно, переоделись (в поезде – топят), но стоять на платформе – холодно. Видно, не жарко сейчас кругом. К вечеру приехали в Питер: тут тоже прохладно. Только выйдя из тёплого вагона, как из бани, можно постоять немного раздетым.

По дороге покупаем пирожки/рыбники и т.п. и, конечно, пиво. Играем в карты и домино: валяние ду

Полпятого утра мы – в Москве. За пару ходок дотаскиваем вещи до площади, ловим такси (800 руб.) и – домой!

Кольский полуостров - Москва, август 2008 г.

©2008 Юрий Волков. Последнее изменение: 17 августа 2008 г.
Использование материалов сайта - только с письменного разрешения администратора сайта